Поучение первое (понедельник)
1. От незначительных грехов, от того, что говорим: какая важность в том или в другом, образуется в душе злой навык, и человек начинает нерадеть о великом.
2. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает своего мертвеца (cвое греховное состояние), не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего.
3. Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего.
Для какой цели создал Бог человека?
Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский
"Куда же ты лезешь носить вериг"
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская"
Преподобный Иларион Великий
«Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра»
Рассказ Петра Иванова, рясофорного скитского монаха
«Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя»
Рассказы монаха Тихоновой пустыни, Калужской епархии, С.
Преп. Амвросий о спасении и достижении Царства Божия
Отчего люди не находят покоя и счастья в жизни
Cад твоего сердца
Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы
Похвала Апостолам - "Сила Божия в немощи совершается"
1. От незначительных грехов, от того, что говорим: какая важность в том или в другом, образуется в душе злой навык, и человек начинает нерадеть о великом.
2. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает своего мертвеца (cвое греховное состояние), не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего.
3. Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего.
Бог создал человека, живущего на земле для вечной и бесконечной жизни, в
усыновление и наследие Божественного царствия Своего: посему называем
мы Бога Отцом, говоря: «Отче наш, иже еси на небесех»; и еще
Евангельское слово: «елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим
быти, верующим во имя Его» (Ин. 1:12). Сам Спаситель Христос говорит к
Отцу: «Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут
едино, якоже и Мы»
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно
трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого
было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу),
который наводил страх на жителей Ростова. В чудном видении предстал
перед Аврамием святой апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный
крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте идольского капища
святой Аврамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее
настоятелем. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола
Иоанна Богослова. Убежденные святым Аврамием, крестились многие язычники
Был в Оптиной один брат, который часто докучал старцу отцу Леониду,
чтобы дозволил ему носить вериги. Старец, который сам с очень многих
вериги снимал, долгое время никак не соглашался с желанием брата, всегда
объясняя ему, что не в веригах спасение. Наконец, желая проучить брата
самым делом, призвал монастырского кузнеца и сказал ему так: «Когда
придет к тебе такой-то брат и будет просить тебя сделать ему вериги, дай
ему хорошую пощечину».
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день
явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля) говорил:
"Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и
грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко
блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног
Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему
приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия
Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол
избавляет".
Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав
имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около
города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами,
смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и
прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями.
«Вера — это талант, данный Богом».
«Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»
«Всякое испытание мимо смиренного пройдет и не коснется».
«Милость — это золото, смирение — бриллиант».
«Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»
«Всякое испытание мимо смиренного пройдет и не коснется».
«Милость — это золото, смирение — бриллиант».
Был во дни старца отца Леонида один брат, который часто изъявлял ему
сильное желание мученичества. Старец неоднократно увещевал его, чтобы он
оставил этот помысл, что небезопасно вдаваться самопроизвольно в
великие искушения. Но когда увидел в брате непреклонность, поступил так:
в глухую зимнюю бурную ночь призывает к себе желавшего мученичества
брата и посылает его сходить за каким-то делом, кажется, из скита в
монастырь.
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем- либо не полезном для душ ваших».
«Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, – и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое – и страх Божий вселится в тебя».
«Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, – и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое – и страх Божий вселится в тебя».
Монах С., бывший ученик старца отца Леонида, рассказывал о себе
следующее: «Когда жил я дома, многие из нашего села приходили в Оптину
пустынь и, сподобившись слышать от батюшки отца Леонида мудрые
христианские наставления, славили его в разговорах друг с другом.
Захотелось и мне видеть батюшку, а ежели примут в обитель, то и остаться
при нем. Нашел я себе товарища нашей же деревни, человека, который знал
немного грамоту, но много о себе думал. Идучи с ним дорогой, я часто
ему напоминал об отце Леониде, говоря: «Что-то, – посоветует ли нам
старец идти в монастырь или нет?» На что мой товарищ отвечал гордо: «Что
его совет?
Останавливая внимание ищущих спасения на добродетели терпения, как
главной силе, которая является движущей и направляющей на путь, угодный
Господу, иеросхимонах Амвросий пишет: "Царствие Божие не в слове, а в
силе. Сила же эта заключается прежде всего в христианском терпении, как
Сам Господь свидетельствует во св. Евангелии: "В терпении вашем стяжите
души ваша”. И: "Претерпевый до конца, той спасен будет”
Большая часть людей не находят покоя и счастья в жизни оттого, что не там ищут, где должно и где можно найти их.
Бедный человек, проходя мимо великолепных палат, пристально смотрит на них и со вздохом говорит сам себе: «Вот где счастье! Чего тут нет? И избранные яства, и одежда богатая, и множество слуг, и все удобства жизни, и безопасность от нужд на целую жизнь».
Бедный человек, проходя мимо великолепных палат, пристально смотрит на них и со вздохом говорит сам себе: «Вот где счастье! Чего тут нет? И избранные яства, и одежда богатая, и множество слуг, и все удобства жизни, и безопасность от нужд на целую жизнь».
Видишь, что садовник очищает дерево, например яблоню или какое иное, -
отрезает негодные сучки и отростки, которые дерево в безсилие приводят и
препятствуют проращению плодов, могут же и иссушить его, если сначала
их не обрезать.Всякий человек есть , как дерево, у которого изнутри, из
сердца, как отрасли и сучки, помышления злые, похоть нечистая, гнев,
злоба, сребролюбие, хищение, ложь, лукавство, лихоимство, роптание, хула
и прочее, как говорит Христос: " из сердца исходят злые помыслы,
убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления"
Мф. 15, 19.
Празднуем мы сегодня, братие и сестры о Господе, чудный Покров Божией
Матери, распростертый над родом христианским, открывшийся чрез видение
блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и ученика его Епифания в
церкви Влахернской еще в начале X века при нашествии в Царьград сарацин.
И не только греки, но и вся Церковь Русская торжественно стала
праздновать этот Покров повсюду. Земля Русская особенно считала себя
«домом Богородицы», находящимся под покровом Ее и святых.
Сколько их было, которые такое великое, неслыханное и умом непостижимое
совершили дело? Двенадцать. Такому малому числу надо было пройти всю
поднебесную, по сказанному: Идите, научите все народы (Мф. 28:19); и
еще: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.
16:15). Этим немногим, по человеческому разумению, невеждам, надо было
стать против премногих мудрецов века сего и заградить уста их; этим
немногим простым, худородным и безоружным следовало вооружиться против
бесчисленных славных, знатных вельмож, князей и царей всей земли и
победить их.